ШКОЛЬНИКУ О ЗДОРОВОМ ПИТАНИИ

Полноценное   питание  обеспечивает устойчивость организма детей и подростков к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов; гармоничный  рост и нервно-психическое  развитие детей и подростков; укрепление здоровья; способность к обучению во все возрастные периоды жизни, т.е.     обеспечивает  здоровье детей.

Что такое рациональное питание? Это питание, достаточное в количественном отношении, по качественному составу, покрывающее затраты организма ребенка в пищевых веществах и энергии.      

Несбалансированное питание является фактором риска:

болезней обмена веществ;   болезней органов пищеварения;   злокачественных новообразований;   сахарного диабета; ожирения;  кариеса зубов;  болезней эндокринной системы;   анемий;болезней органов кровообращения, в том числе артериальной гипертонии.                        

Несбалансированное  питание  приводит  к  витаминной недостаточности (С, В-1, В-2, В-6, фолиевая кислота), бета-каротин; к дефициту различных микроэлементов, особенно  йода, цинка, железа; к  дефициту минеральных веществ: кальция,  калия.

Задача – направить усилия на улучшение качества питания с использованием рыбы, кисломолочных продуктов, растительных масел, овощей и фруктов, сокращение в рационе сахара и кондитерских изделий, жира и продуктов с избыточным содержанием соли.            

                           Принципы  здорового  питания  школьников:

 -  соответствие  рациона  энергетическим тратам;

- максимальное разнообразие за счет  включения широкого  ассортимента  продуктов;

- сбалансированность рациона по белкам, жирам, углеводам,  минеральному составу и витаминам (в течение суток каждый школьник должен получить в 4 раза больше углеводов, чем белков и жиров);

-    режим питания с сохранением равномерных интервалов  между приемами пищи – 3,5 - 4 часа;

-  щадящее питание с использованием различных способов кулинарной  обработки, исключающих жарку (варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару, направленных на  сохранение  их высоких вкусовых качеств и пищевой ценности;

 

Основные медико-биологические требования при организации питания детей школьного возраста,    обучающихся в образовательных учреждениях

 

  • рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 20—25 и 30—35 % суточной потребности в энергии, что соответствует обеспечению 55—60 % суточных физиологических норм потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных солях и микроэлементах в сумме на завтрак и обед;
  • рационы должны быть дифференцированы в зависимости от возраста детей (для 7—11 лет и 11—18 лет);
  • необходимо соблюдение режима питания – с интервалами между приемами пищи не более 3,5 - 4 часов.

 

 Длительные перерывы между приемами пищи неблагоприятно сказываются на пищеварительной функции организма, могут вызвать снижение работоспособности, утомление, головную боль, формировать функциональные отклонения и заболевания.

Распределение в процентном отношении потребления энергии по приемам пищи детьми 7-18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях

 

 

Прием пищи

Доля суточной потребности в энергии, %*

Завтрак

20-25

 

 

              завтрак перед уходом в школу

              второй завтрак в школе (в 10—11 ч)

Обед

30-35        дома или в школе

Полдник

10             дома или в школе

Ужин

25-30        не позднее, чем за 2 часа до сна

* Рекомендуемое потребление белков, жиров, витаминов и минеральных веществ детьми (завтрак, обед) в образовательных учреждениях должно составлять 55-60% от суточной потребности.