КОМПЬЮТЕР и ЗДОРОВЬЕ

(памятка для детей, подростков и родителей)

Сегодня мы не представляем себе жизнь без компьютеров! Современные информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Это доступ к источникам информации, повышение эффективности самостоятельной работы, закрепление различных профессиональных навыков, применение средств моделирования явлений и процессов и пр. Однако использование компьютера сопровождается воздействием на организм целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков.  

         По данным специалистов Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова - это электромагнитное и электростатическое излучение, шум, нарушение микроклимата, зрительная нагрузка, нагрузка на опорно-двигательный аппарат.

  • Электромагнитное и электростатическое излучение. Компьютер образует вокруг себя электромагнитное поле, при нагревании платы и корпус монитора в воздух поступают вредные вещества. Выброс в кровь большое количество адреналина увеличивает нагрузку на сердечно-сосудистую систему организма, кровь сгущается, в результате чего клетки недополучают кислород. У детей соотношение длины головы и тела больше, чем у взрослых, в связи с чем, излучение проникает глубже в те отделы мозга, которые у взрослых не подвергаются воздействию.
  • Шум. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон; громкие звуки  - это примерно 80 децибел; Звук в 130 децибелов вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.
  • Нарушение микроклимата.  Сухость воздуха довольно значительная - способствует накоплению в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, который адсорбирует частицы пыли и поэтому легко проникает в легкие, может вызвать конъюнктивиты и дерматиты. Слабо ионизированный может привести к аллергии, заболеваниям органов дыхания и др. расстройствам. Температура воздуха в помещении зачастую выше нормы 19-21 °С.
  • Зрительная нагрузка связана с частыми переключениями внимания с клавиатуры на экран. После длительной работы у пользователя отмечается покраснение глаз, пелена перед глазами, неясные очертания предметов, ощущение усталости, песка, жара в глазах, дискомфорт. Как следствие - снижение остроты зрения.
  • Нагрузка на опорно-двигательный аппарат значительная. Длительное статическое напряжение. В подростковом возрасте еще не завершено формирование нервно-мышечного аппарата. Большое количество движений руками при работе с клавиатурой при малой общей двигательной активности вызывает замедление восстановительных процессов. Переутомление нервно-мышечного аппарата приводит к зрительному перенапряжению, общему утомлению, патологическим нарушениям в деятельности центральной нервной системы и психики ребенка. Возникает чувство тревоги, раздражительности, подавленности, нарушение сна.

 Как организовать  рабочее место  ребенка  при пользовании  компьютером?

  • естественный свет должен падать  преимущественно слева;
  • следует ограничивать  прямую  блесткость от источников освещения;
  • линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана;
  • экран от глаз пользователя должен  находиться на расстоянии - 600-700 мм, но не ближе 500мм;
  • необходимо часто  проветривать  помещение, содержать  его в чистоте, проводить влажную уборку;
  • мебель должна соответствовать росту пользователя ПК;
  •  рабочий стул должен быть обязательно со спинкой с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления  и поддержания рациональной рабочей позы при работе на ПК;
  • конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования;
  • конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования.

Рациональная позиция школьника  во время работы за компьютером:

  • корпус выпрямлен, голова слегка наклонена вперед;
  • руки находятся на столе - предплечья опираются на поверхность стола;
  • угол - предплечье и плечо, голенью и бедром – не менее  90°;
  • ребенку необходимо для равновесия находиться на стуле, облокачиваясь на 2/3 — 3/4 длины бедра;
  • между туловищем и краем столешницы должно оставаться пространство не менее 5 см;
  • ноги  должны находиться под столом на подставке. 

Сколько времени ребенок может работать за компьютером?

Возраст

Макс. время непрерывной работы

Макс. время работы в день

Макс. кратность в неделю

7 лет

15 мин.

30 мин.

1-2 раза

8 лет

25 мин.

40 мин.

2-3 раза

9 лет

25 мин.

50 мин.

2-3 раза

10 лет

30 мин.

60 мин.

2-3 раза

11 лет

35 мин.

70 мин.

3-4 раза

12 лет

35 мин.

70 мин.

3-4 раза

13 лет

40 мин.

80 мин.

3-5 раз

14 лет

45 мин.

90 мин.

4-5 раз

15 лет

45 мин.

100 мин.

4-6 раз

16 лет

45 мин.

120 мин.

5-6 раз

Продолжительность занятий в развивающие компьютерные игры длядетей не должна превышать рекомендуемого времени для каждого возраста,должна быть не более:

6 - 7 лет       -      1  класс          -   10 минут

7 - 9 лет       -     2 - 5 класс       -   15 минут

10 - 12         -      5 - 7 класс       -   20 минут

13 – 14         -     8 - 9класс       -    25 минут

15 - 12       -    10 - 11класс   -  30 минут

 

Сохрани физическое здоровье!

 Соблюдай элементарные правила работы за компьютером!